Эссе «Я-педагог»

Крутицкая В.В, воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Василёк»

     Еще со школьной скамьи я знала, что моя профессиональная жизнь будет связана с педагогикой. Любовь к детям, желание дарить им радость интеллектуальных открытий, быть проводником в мир великой игры – привели меня в детский сад.

     На начальном этапе моей работы в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Мне стало интересно – в чем причина его введения? Чем он отличается от предыдущих требований? Что нового несет в себе?

     Мои искания привели меня к пониманию того, что мы живем в эпоху смены образовательных парадигм. Еще пару десятков лет назад педагогический процесс воспринимался как передача ребенку практических знаний, умений и навыков, готовящих его к труду. Это наложило свой отпечаток и на дошкольное образование, когда детский сад стал превращаться в заведение, готовящее детей к школе, смещая педагогический акцент на запоминание готовой учебной информации, передаваемой напрямую от воспитателя детям, используя, чаще всего, объяснительно-иллюстративный метод.

     Всемирные коммуникационные сети, создание новых технологий и постоянное их усовершенствование, рост автоматизированного производства и развитие робототехники не только изменили содержание труда, но и актуализировали необходимость преобразования образовательных подходов. В современном мире, где изменчивость стала чертой не только научно-технологического прогресса, но и образом жизни, детей необходимо обучать не сумме знаний, а способам мышления, развивать в них творческие способности, умение свободно осуществлять деятельность в нестандартных ситуациях, самостоятельно искать новые способы решения проблем, с которыми личность и общество ещё никогда прежде не встречались.

     Переход к инновационной образовательной парадигме нашел свое выражение в утверждении новых стандартов образования, в том числе и дошкольного. В основе ФГОС ДО, близкий для меня гуманистический подход, признающей ценность и уникальность каждого ребенка, закрепляющей его право на индивидуальный образ жизни и мировоззрение, взамен идеям единообразия. Современный стандарт позволяет детям прожить их дошкольное детство, играя и развиваясь в специфичных для них видах деятельности.

     Особую популярность в свете всего вышесказанного приобретает концепция «4К»: коммуникабельность, креативность, критическое мышление, командная работа. Это ключевые навыки, которые станут одними из самых востребованных в современном мире, так как их невозможно заменить алгоритмизированной техникой. Именно на эти качества указывают целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования.

     Я задумалась – как я могу способствовать развитию этих навыков у воспитанников в условиях детского сада? Идею подсказали сами дети. Я заметила, что они проявляют большой интерес к проигрыванию услышанных литературных произведений. Обсуждая это на утреннем круге, мы пришли к мысли о необходимости дополнительной систематической работы театрализованной деятельностью.

     В рамках реализации дополнительной образовательной программы вместе мы учимся распознавать эмоции персонажей, понимать чувства и переживания товарищей, развиваем эмоциональный интеллект. Дети сами предлагают сюжеты для инсценировок, проявляют инициативу, выбирают, какими героями они хотят быть, какие роли играть, учатся договариваться друг с другом, приходить к единому решению. Я замечаю, как благодаря данной работы меняется повседневная игра детей, усложняются ее сюжеты, повышается разнообразие ролевых ходов, диалоги между героями становятся более наполненными.

     Таким образом, благодаря театрализованным играм развиваются два базовых навыка концепции «4К» — коммуникабельность и креативность.

     Формирование критического мышления и командной работы достигается мной на занятиях по легоконструированию и во время реализации детских проектов. Я учу дошкольников добиваться запланированного результата, используя сильные стороны каждого участника команды. За последние несколько лет мы реализовали такие проекты как «Наша космическая LEGO — станция», «Тайны конфетного фантика», «Чтобы не было беды» и другие, во время которых воспитанники самостоятельно ставили цели, планировали пути их достижения, приобретали личный опыт, путем проб и ошибок, а не через восприятие готовых истин, сообщенных педагогом.

     В своей работе я отдаю предпочтение игре и понимаю, что занятия только тогда становятся ценными, когда их сюжеты и темы дети переносят в свои игры. Занятия в моей группе — это часть игры, они связаны с жизнью детей в детском саду, учитывают их потребности и интересы, дают возможность каждому ребенку выразить свою индивидуальность и внутренний мир, проявить творческую активность.

     Передо мной, как перед воспитателем, стоит важная задача – научить ребенка понимать себя, этот мир, общество, свое дело, обеспечить ему условия для самоопределения и самореализации. Достичь этого я смогу лишь опираясь на современные педагогические концепции, используя принципы гуманистического и деятельностного подходов, предусматривающих заботу о детских потребностях и интересах, помогающих прожить ребенку дошкольное детство во всей полноте его интересов.